Полезные статьи по инженерно-геологическим изысканиям |
||||||
Заказать геологию Тел: +7 (495) 728-94-19 e-mail: mail@buroviki.ru выполняем работы по г. Москве
Геология в интернет изданиях
Библиотека Нормативы, CНиПы, СП
ООО «Буровики»: Контакты |
Геология Порядок работ Библиотека Цены Контакты
Исторический центр Москвы на грани провала |
|
|
Автор доклада профессор Российского геолого-разведочного университета, член Тоннельной ассоциации России Евгений Пашкин заявил буквально следующее: одна из старейших станций московского метро - "Кропоткинская" - подверглась серьезной деформации.
Причина деформации "Кропоткинской" кроется в депрессионной воронке, образовавшейся в центральной части города из-за откачки подземных вод при строительстве и эксплуатации метрополитена. В нее попадают: территория Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Пречистенский бульвар, Арбат, станции метро "Кропоткинская", "Арбатская", "Боровицкая".
Чтобы осознать причинно-следственную связь, о которой говорил докладчик, вспомним историю отечественного метро. Конечно, мы должны быть благодарны тем, кто 70 лет назад взялся за его сооружение. Это были лучшие умы, поистине выдающиеся инженеры и геологи, ученые с еще дореволюционным образованием. И взялись они за дело, по мнению западных коллег, абсолютно гиблое. Иностранные эксперты, изучив гидрогеологию центра Москвы, где грунты и подземные воды находятся в постоянном движении, вынесли однозначный вердикт: подземку здесь строить нельзя. Но русские, как всегда, сделали невозможное. В конструктивном плане это было абсолютно отечественное чудо.
Но строилось наше метро ценой неимоверных усилий. И в местах не то чтобы сложных, но порой и совершенно неподходящих. В том числе в геологической зоне повышенного риска, связанной, как заявил в Петербурге московский профессор Пашкин, с так называемыми древними эрозионными долинами, заполненными мелкими песками.
Вот в этом малоприятном районе, где песчаные грунты залегают на известняках (в него попадают территория Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Пречистенский бульвар, Арбат), сегодня проходит глубокое метро, расположены станции "Арбатская" и "Боровицкая". Их построили на известняках, откачав всю воду и создав депрессионную воронку, то есть зону искусственно пониженного уровня грунтовых вод.
Когда в 30-е годы прошлого века сооружалось здание Библиотеки Ленина, один из его авторов, архитектор Гельфрейх, предупреждал, что на Ваганьковском холме больше ничего нельзя строить, потому что в этом месте все зыбко (к тому времени здесь уже проходили две линии метро). Но строить все равно взялись: сначала в 1950-е годы поблизости соорудили "Арбатскую", а в 1980-е еще и "Боровицкую".
Известно, что в 1980-е угол российской государственной библиотеки буквально за несколько месяцев осел на 13 см, в книгохранилище появилась трещина, его пришлось в аварийном порядке реконструировать. Но знаменитая Ленинка от того удара так и не оправилось. Отчего, однако, она пострадала?
Из-за сооружения "Боровицкой" - твердо отвечают специалисты. Когда станцию только собирались строить, на ее месте гидрогеологи обнаружили чрезвычайно сильное обводнение. Однако решение о строительстве уже было принято, причем на самом высоком уровне. Пути назад не было. Гидрогеологам пришлось искать выход, и они его нашли. Чтобы проходчикам не пришлось работать все время по пояс в воде, гидрогеологи предложили до начала работ пробурить скважины и откачивать воду. Цель - создать депрессионную воронку. Предложение было принято. Беспрецедентный для столичного метро случай: перед началом строительства по периметру будущей станции пробурили 19 артезианских скважин, намного глубже уровня размещения самой станции. Есть свидетельства, что еще до начала работ в столичную канализацию ушло целое море выкачанной из-под земли воды. И все равно условия проходки "Боровицкой" остались сложными. Как и на строившейся в 1950-е соседней "Арбатской", количество приходившей за час воды достигало 1,5 тысячи кубометров. А сегодня эти две станции - единственные в Москве - имеют свои собственные насосные станции, которые постоянно откачивают воду.
Заметим, что воду в этих местах откачивают и другие глубинные объекты, о существовании которых мы с вами не догадываемся. В результате всей этой откачки, необходимой для строительства и эксплуатации подземных сооружений, уровень воды, находившейся в прежние времена в здешних песках на глубине 5 метров, опустился на несколько десятков метров ниже. Собственно, вся Москва стоит на огромной депрессионной воронке. Из ее земных недр только за период с 1938 по 1958 год было выкачано около 2,4 млн кубометров воды, что в 6 раз превышает объемы питания водоносных горизонтов.
Искусственное снижение уровня подземных вод - гарантия пусть и не мгновенных, но больших неприятностей. Дело в том, что, например, те же атмосферные осадки стремятся через осушенную зону вниз с несвойственной им прежде силой, вымывая при этом частицы песка. Проще говоря, под землей заводится опаснейший процесс, известный у геологов под названием "суффозия". Конечно, кроме специалистов никто о созревающих внизу пустотах не догадывается. Зато конечный результат виден всем: провал, деформация зданий.
На Пречистенском бульваре, Остоженке, Волхонке, Арбате такие провалы появлялись не раз - и на открытой территории, и под зданиями.
В начале 1970-х к Евгению Пашкину обратилась Ирина Антонова, директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина: "Что делать? У нас в Греческом зале появились горизонтальные трещины". Он пояснил, что эти трещины - самые опасные. Предложил искать причину, проходить под фундаментами шурфы. Когда прошли три шурфа, обнаружилась огромная полость - на протяжении 12 метров грунт оторвался от подошвы фундамента на 60 см! Если бы Греческий зал рухнул, говорит Пашкин, вместе с ним ушла бы вниз вся срединная часть музея. Ситуацию спас тогдашний министр обороны Дмитрий Устинов. При его посредничестве за противоаварийные работы взялась непростая организация "Гидроспецстрой". Она, наверное, единственная в СССР, могла выполнить их срочно. И действительно, сделала все за неделю.
В Санкт-Петербурге Евгений Пашкин демонстрировал карту (сегодня ее фрагмент публикуется в "Известиях"), на которой отмечены расположенные в опасной зоне здания, пострадавшие от деформации. Часть из них разобрана, другие реконструированы и укреплены, но продолжают "садиться" из-за сложной гидрогеологической ситуации, которую мы сами же и создали.
Но сегодня возникла новая опасность: разрушительные подземные процессы в центральной части города коснулись и подземных сооружений. Точно такая же пустота, как в свое время под Греческим залом, предупреждает профессор, формируется в последние годы под станцией метро "Кропоткинская". Часть станции "садится" - об этом говорит формирующаяся трещина в ее стенах. Причем аварийная ситуация может сложиться мгновенно. Подобное развитие процессов называется "режим с обострением". Так могло произойти и в Греческом зале, если бы не вовремя принятые меры.
Пашкина беспокоит пример Петербурга, где в точке на "Площади Мужества" разорвалась обделка тоннеля. И в результате несколько лет жителям города приходилось обходиться без метро в этом районе.
Что делать в сложившейся ситуации, Евгений Пашкин объяснил в интервью "Известиям". Читайте его в номере во вторник - вместе с интервью руководителя Московского метрополитена Дмитрия Гаева.
Наталья Давыдова
Суффозия (с латинского - "подкапывание") - процесс разрушения и вымывания потоком подземных вод отдельных компонентов и крупных масс пород. В Москве суффозия затрагивает пески, супеси и легкие суглинки. Вода, просачиваясь сквозь них, выносит отдельные частицы, тем самым ослабляя эти породы и образуя подземные полости и каналы. Со временем ослабленные породы уплотняются, полости обрушиваются, и на поверхности земли возникают оседания, провалы, а иногда и оползни.
Когда породы, подвергшиеся суффозионному разрушению, находятся вблизи от фундаментов домов, подземных коммуникаций или метрополитенов, они могут привести к деформированию инженерных сооружений, отмечают геологи.
Такое уже случалось. Суффозионные процессы в городах не раз приводили к катастрофам. В 1980 году по этой причине обрушилось складское здание в г. Роксвилл (Джорджия, США), ущерб составил 1,4 млн долларов. В 1983 году в Кургане суффозионный оползень, спровоцированный утечками из водопровода и канализации, вызвал разрушение жилого дома и гибель людей. В 1986 году в предместье Бразилиа произошло массовое провалообразование, в результате которого разрушилось более 50 зданий. Суффозия стала одной из причин обрушения здания общежития на Двинской улице в Санкт-Петербурге в июне 2002 года.
Светлана Кузина
В центре Москвы из-за откачки подземных вод возникла большая депрессионная воронка. Она уже стала причиной деформации одной из старейших станций московского метро - "Кропоткинской". Об этом заявил в своем докладе на международной конференции "Город и геологические опасности" профессор Российского геологоразведочного университета, член Тоннельной ассоциации России Евгений Пашкин ( подробнее ситуация описана в статье "Исторический центр Москвы на грани провала" в номере за 05.06.2006 ). Обозреватель "Известий" Наталья Давыдова обратилась за комментариями - о проблемах этой станции и столичного метрополитена вообще - к профессору Евгению Пашкину и к руководителю Московского метрополитена Дмитрию Гаеву.
Профессор Российского геологоразведочного университета, член Тоннельной ассоциации России Евгений Пашкин :
"Станции разрушаются потому, что наше метро перегружено"
известия: Почему вы - уважаемый в профессиональной среде специалист, эксперт реконструкции Большого театра, массы других проектов с солидной подземной частью - не обратились по поводу состояния "Кропоткинской" к начальнику метрополитена Дмитрию Гаеву?
Евгений Пашкин: Тоннельная ассоциация по моему настоянию уже обращалась к Гаеву по поводу аварийного состояния другой станции - "Маяковской", которая много лет течет. Мы предлагали обсудить эту проблему высшим составов тоннельщиков. Но обсуждение не состоялось, хотя оно необходимо.
известия: А в чем, по-вашему, причина того, что вода вообще стала поступать на "Маяковскую"? Так же не всегда было?
Пашкин: Вода поступает на станцию, потому что станция разрушается. А разрушается она потому, что наше метро перегружено. Станции Горьковско-Замоскворецкой линии были рассчитаны изначально на прием четырехвагонных составов, которые шли с интервалом в несколько минут, а нынешние поезда в два раза длиннее и курсируют намного чаще. Из-за вибрационных нагрузок на слабые глинистые грунты тоннельные конструкции расшатываются, тоннель постепенно "оседает", в итоге нарушилась гидроизоляция. Тут и включилось слабое звено - залегающие по сторонам "Маяковской" известняки, содержащие напорную воду. Кстати, недавнее обследование перегонного тоннеля от "Белорусской" до "Маяковской", проведенное Московским научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС) дистанционными геофизическими методами, подтвердило: в своде перегонных тоннелей на этом участке формируется "зона отлипания", то есть их конструкции как бы отрываются от грунта.
Когда строили второй наклонный эскалатор на станцию "Маяковская", я предлагал сделать в нем рассечку и штольню в толще глин над тоннелями станции, чтобы получить наглядную информацию о состоянии грунта. Теперь это уже невозможно. Но станцию необходимо не просто осушить, но провести укрепительные работы, смягчить пути, чтобы уменьшить опасную вибрацию.
известия: Но почему тревогу насчет "Маяковки" и "Кропоткинской" не бьют специалисты, наблюдающие за состоянием конструкций метрополитена?
Пашкин: А почему с результатами исследования ЦНИИС по поводу "Маяковской" мне пришлось знакомиться "подпольно", почему они так и не были обнародованы? Что касается "Кропоткинской", то, возможно, эту трещину путают с достаточно большим количеством трещин, которые сегодня образуются в обделках станций из-за температурных деформаций. Но я, как профессионал, готов поручиться, что происходящее с "Кропоткинской" имеет совсем другую природу. И представляет большую опасность. Для меня это совершенно очевидно. 45 лет я занимаюсь трещинами в массивах горных пород и сооружениях. Когда за спиной такой опыт, интуиция не подводит.
И вообще я твердо уверен, что, хотим мы того или нет, скоро придется решать новые непростые задачи, связанные с сохранением и обеспечением безопасности тоннелей и станций московского метро. Необходимо готовить новых специалистов, закупать лучшее оборудование. Они будут нужны и для сооружения нового, буферного кольца метрополитена, которое даже лучше предлагавшихся прежде хорд сможет решить проблему перегруженности столичной подземки, разгрузив центр и взяв часть нагрузки на себя.
известия: О планах властей Москвы срочно построить новый метроконтур на расстоянии одного-двух перегонов от кольцевой линии "Известия" недавно писали (№ 38 от 03.03.06). Значит, это верное решение?
Пашкин: Верное. Но этого мало. Например, в центре города необходимо "сгустить" станции, встраивая новые в уже существующие перегоны. Ведь если бы расстояние между станциями у нас в центре было таким же, как в центре Парижа - 600-800 метров, не было бы нужды в автобусах и троллейбусах и это во многом решило бы транспортные проблемы "наверху". Это должны быть исключительно глубокие станции, строить их придется на плотно застроенных территориях. Потребуются специалисты очень высокой квалификации. Кстати, опыт "встраивания" у нас есть. "Новокузнецкую" в годы войны разместили в действующем тоннеле: ходили поезда, а станцию отстраивали. А почему сейчас на огромном перегоне между "Курской" и "Площадью революции" не построить станцию, увековечив знаменитую Хитровку? Таких мест в Москве много: к 28 станциям метро внутри кольцевой линии можно добавить около десятка новых. К сожалению, сегодня пробивать решения, необходимые для удобства и безопасности людей, становится все сложнее. Если за проектами нет прибыли, они никого не волнуют. А уж о том, чтобы организовать среди жителей города обсуждение вопроса, каким быть Московскому метрополитену в ближайшие годы, речи вообще нет. Хотя это необходимо.
Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев :
" Мы перед прокурорами отвечаем за жизнь людей, которых перевозим"
известия: На конгрессе в Петербурге, посвященном геологическим рискам развития мегаполисов, прозвучала информация о деформации станции метро "Кропоткинская". По мнению автора заявления профессора Евгения Пашкина, под станцией образовалась пустота, и это опасно. Вы можете это прокомментировать?
Дмитрий Гаев: Заявить можно все что угодно. Подобные заявления должны подтверждаться: конкретными фактами, геофизическими замерами. Вот я подтверждаю свои слова тем, что отвечаю за безопасность перевозки людей. И если в метро происходят деформации, мне становится о них известно достаточно быстро. Пути на станции "Кропоткинская" и на перегоне от "Библиотеки им. Ленина" до "Парка культуры" Сокольнической линии (станции, между которыми размещается "Кропоткинская". - "Известия") находятся на своих отметках. Деформации пути, просадки пути мы там не наблюдаем. Геология этого перегона вообще не предусматривает природного возникновения пустот. В метрополитене есть другие места, где случается подобное. Бывает, что гидростатическое давление в зонах, где имеются водонаполненные карсты, приводит к изменениям в горизонтальном расположении наших путей и тоннелей. В таких случаях мы ведем постоянное укрепление окружающего горного массива. Но на Сокольнической линии есть только одна такая зона, в районе метро "Воробьевы горы", в месте, где тоннель входит в горный склон, - и то речь здесь идет не о карстовых, а об оползневых явлениях.
известия: Значит, вы можете поручиться, что с "Кропоткинской" все в порядке?
Гаев: Зачем мне ручаться? Я просто это знаю. Это инструментально проверяется системно и постоянно. Существует регламент контроля за состоянием тоннелей и путевого хозяйства. Это очень жесткий контроль. Подобные вещи не шутки. Все, что угрожает опасности перевозок, для нас вопрос номер один. Г-н Пашкин отвечает только перед самим собой и своей совестью, а мы отвечаем перед прокурорами за жизнь людей, которых мы перевозим. И ни один из руководителей или технических специалистов метрополитена при обнаружении угрозы не будет молчать.
известия: В свое время Тоннельная ассоциация России предлагала вам провести обсуждение с участием лучших специалистов проблемы станции "Маяковская". Почему этого не случилось?
Гаев: Мы не видим проблемы какого-то специального широкого обсуждения этого вопроса. По поводу "Маяковской" мы и так работаем с Центральным НИИ тоннельных сооружений, с той же тоннельной ассоциацией. Ее президент г-н Власов бывает у меня каждую неделю. Тоннельная ассоциация, кроме всего прочего, если требуется, дает и заключения о технической безопасности больших работ, которые производятся на метрополитене.
известия: Газеты писали о проекте соорудить над сводом платформы "Маяковской" дренажную галерею. Он остается в силе?
Гаев: Газеты врут. Мы рассматривали несколько вариантов, связанных с проникновением на станцию грунтовых вод. Проект, предусматривающий сооружение дополнительного тоннеля малого диаметра над станцией "Маяковская", только частично был связан с отводом вод, их можно отвести и по-другому. Он был связан с необходимостью добраться до металлических конструкций станции. Но мы нашли другой способ решить этот вопрос, и потребность в таком дорогостоящем строительстве просто отпала. Так что галереи над сводом станции не будет.
известия: А почему станцию заливает?
Гаев: Во-первых, ее не заливает. Там есть течи, но они есть и в других местах метрополитена. Раньше "Маяковская" была сухой, проблемы появились после строительства подземного тоннеля под Садовым кольцом. Сегодня проводится реконструкция станции и наклонного эскалаторного входа, замена эскалатора. Главный источник поступления воды, по мнению специалистов, - как раз зона наклонного входа. Сейчас мы занимаемся специальной гидроизоляцией, уплотнением грунтов прилегающего массива. После геофизических исследований выяснилось, что предстоит гораздо больший объем работ, чем мы предполагали. Из-за этого станция не откроется после реконструкции, как планировалось, в конце 2006 года.
известия: А идею встраивать станции в уже существующие перегоны метро в центре вы поддерживаете?
Гаев: У нас есть программа, пусть и небольшая, строительства станций на действующих линиях: "Волоколамской" на перегоне "Тушинская" - "Щукинская", "Суворовской" между "Проспектом Мира" и "Новослободской", "Хмельницкой" на перегоне "Площадь Революции" - "Курская". Но сегодня нам нужно строить Строгинскую линию, вывозить людей из Митина. Конечно, неплохо бы на длинных перегонах, особенно в центре, иметь дополнительные станции, и строить на действующих линиях мы умеем. Но эти станции могут подождать. Точно так же много лет простоял участок, на котором построили станцию "Горьковская". Не действовала лет 15, хотя была вчерне сооружена, станция "Шаболовская". Всему свое время.
06.06.06 16:40 Известия.RU
http://www.izvestia.ru/news/314320
Геологические изыскания под частный дом
Стоимость геологических изысканий
Как происходит работа: Договор > Бурение > Технический отчет
Содержание технического отчета
Сделать заказ на геологические изыскания