Петербургский фундаментализм |
||||||
Заказать геологию Тел: +7 (495) 728-94-19 e-mail: mail@buroviki.ru выполняем работы по г. Москве
Геология в интернет изданиях
Библиотека Нормативы, CНиПы, СП
ООО «Буровики»: Контакты |
Геология Порядок работ Библиотека Цены Контакты
Городские власти воссоздали комиссию по подземным сооружениям |
|
|
Одновременно с воссозданием комиссии специалисты - инженеры-гидротехники, геологи, экологи - разработали и выпустили геологический атлас Санкт-Петербурга. Подобное издание впервые сделано для российских городов. Почти треть атласа посвящена геологическим рискам: это погребенная гидросеть, выходы на поверхность земли источников родона, проблемы карстовых образований, палеодолины и другие проблемные зоны и участки территорий, без подробного знания которых качественное строительство невозможно.
Почти 3,7% территории Петербурга - погребенные гидросети. Под городской застройкой находится 130 погребенных водотоков, это засыпанные каналы, реки, болота, намывные территории. И все они создают большие проблемы при подземном строительстве. На карте города выделены места, где природный метан активно выходит на поверхность и где уже произошли из-за взрывов метана разрушения подземных коммуникаций.
Оказывается, для Петербурга очень актуальна проблема родона - в нескольких районах города имеются залежи сланцев, которые содержат уран. Он распадается, в результате выделяется радиоактивный родон, который накапливается, и если не учитывать это явление при проектировании будущих построек, возникает серьезная опасность для населения.
Еще одна серьезная проблема - карст, разрушение известковых пород. По словам специалистов, наблюдения показывают, что разрушение пород идет на глубине 70 метров. Есть на территории Петербурга и палеодолины, они опасны для сооружений глубокого залегания. Самая известная авария произошла в середине 90-х годов, еще при первом мэре Петербурга Анатолии Собчаке, когда линия метро пересекла палеодолину, и в результате размыва несколько лет участок метро между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» не функционировал.
Как рассказал на встрече Рашид Мангушев, заведующий кафедрой гидротехники Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, современные строительные технологии, конечно, позволяют строить практически любые здания на любых территориях. Но чтобы в процессе строительства подрядчик или застройщик не занимался лишь масштабным закапыванием в землю денег, прежде чем проект утвержден, должна быть проведена точная геологическая экспертиза. А при согласовании проекта должен учитываться тот факт, что грунты практически на всей территории Петербурга определяются как слабые. По данным самых современных исследований, в центральной части города толщина таких слабых грунтов уходит в глубину от 40 до 70 метров. Именно эти слабые грунты в исторической части города создают наибольшую сложность для подземного строительства.
Из-за особенностей грунта в старой части города практически 60% фундаментов домов были перегружены изначально, еще с XVIII века, и многие здания в результате неравномерности осадки уже дали трещины. Это создает серьезные проблемы для нового строительства в исторической части города. Хотя в профессиональной среде строителей бытует мнение, что существуют абсолютно безопасные методы строительства в исторической зоне, которые не наносят ущерба окружающим зданиям.
"Я считаю, что все равно опасность для окружающей застройки есть, и даже когда мы дополнительно усиливаем фундаменты старых зданий, все равно возникает угроза осадки, - сказал Рашид Мангушев. - Конечно, осваивать подземное пространство необходимо. Но нужно создавать геолого-экономическую карту возможного освоения подземного пространства, чтобы застройщик знал, что ему предстоит, какие затраты он должен учитывать и стоит ли при таких затратах строить под землей очередной бутик".
Примером здравого подхода к проблеме подземного строительства в современном мегаполисе может служить завершившаяся недавно в Амстердаме прокладка открытым способом линии метро по одной из центральных улиц. В процессе этой работы все дома по этой старинной улице были переставлены на сваи. Так же поступают и в Париже, когда в исторической части города убирают под землю паркинги, торговые и развлекательные центры.
Но строительство в России, и в частности в Петербурге - городе на воде, имеет свои не всегда понятные европейцам особенности. Например, вторая сцена Мариинского театра - это фактически первое в Петербурге обширное функциональное подземное трехуровневое пространство, сложное по техническим приемам. Но фундаменты и стены соседних зданий по Минскому переулку получили деформацию свыше 7 см, хотя были предприняты гигантские усилия для того, чтобы стабилизировать усадку, очень недешевые, к которым инвестор оказался не готов. По мнению специалистов, осваивать подземные пространства надо, но в историческом центре это стоит делать исходя только из жизненной необходимости, а не для развлекательных или торговых заведений. И не для парковок: подземные стоянки на 300-400 машин не спасут город от пробок, зато создадут реальную угрозу для исторической застройки с непредсказуемыми последствиями.
Тем более что, как рассказал Анатолий Осокин, генеральный директор ЗАО «Геострой», на протяжении последних 30 лет на научные исследования в сфере обоснования подземного строительства государством не выделялось ни копейки. В результате возник колоссальный разрыв между нормативами и практикой строительства. Сегодня используемые технологии даже не упоминаются в нормативных документах. Поэтому первая задача, которая стоит перед воссозданной комиссией, - выработка нормативов. Вторая, но не менее важная - экономическое обоснование строительных проектов.
"Все ошибки, которые совершались на нашей территории в течение последних 20 лет, - это преимущественно ошибки западных фирм, непонимание особенностей наших грунтов, - считает Владимир Улицкий, заведующий кафедрой «Основания и фундаменты» Петербургского государственного университета путей сообщения, заместитель председателя комиссии. Сейчас вообще пошла такая тенденция в строительстве: застройщик заявляет, что ему не нужны никакие нормы. Мы же единственная страна в мире, которая постоянно отменяет всякие нормативы. А ведь без нормативов строить нельзя. И вторая сцена Маринки это продемонстрировала в полный рост - там просто распоряжаются федеральные чиновники, руководствуясь не нормами, а собственными соображениями, зарывая миллиард за миллиардом бюджетные средства".
Еще один печальный пример такого пренебрежения к изучению почв со стороны фирмы-застройщика и заказчика строительства - торговый центр «Стокманн», под который был снесен целый квартал на углу Невского проспекта и улицы Восстания, рядом с Московским вокзалом. Фирма уверяет, что они сделали все по европейским стандартам, а соседние дома просели почти на 10 см вместо 2 см, допустимых по нормам.
«Слава богу, что кризис остановил в Петербурге эту безумную страсть к освоению подземного пространства любой ценой, - заявил Алексей Шашкин, генеральный директор ЗАО «НПО «Геореконструкция». В результате этой денежной гонки рождались совершенно беспомощные проекты, которые угрожали всей окружающей застройке. Мы уверены, что после вступления в действие с 1 июля 2010 года технического регламента по безопасности зданий и сооружений город получит на законодательном уровне защиту недр от разгула дикой застройки».
Деловая, общественно-политическая ежедневная газета «Время новостей»
http://www.vremya.ru/2010/69/51/252144.html
Геологические изыскания под частный дом
Стоимость геологических изысканий
Как происходит работа: Договор > Бурение > Технический отчет
Содержание технического отчета
Сделать заказ на геологические изыскания